Тема, на которую Патриарх Московский и всея Руси Алексий II согласился
побеседовать с корреспондентами "МН", настолько же интимна, насколько и
актуальна: демографический кризис. Речь идет о позиции церкви по
отношению к внебрачным связям, абортам и разводам, правам родителей и
детей. По убеждению Патриарха, каждый нерожденный ребенок имеет право
на жизнь, а рожденный - на полноценную семью, любящих родителей и
достойное образование. Обычно патриарх не дает печатным СМИ
интервью, как говорится, напрямую. Это происходит через его референтов.
Исключение - радио и ТВ, где личное участие необходимо. Это все
понимают и принимают. График главы Русской Православной Церкви расписан
на полгода вперед по минутам: ежедневные богослужения, многочисленные
поездки по стране, встречи с послами, министрами, президентами. Но
нам удалось побеседовать с Его Святейшеством лично. Встреча состоялась
в патриаршей резиденции в Чистом переулке. Алексий II вышел к нам без
всяких церемоний, тепло поприветствовал и с мягкой улыбкой пригласил
присесть за стол, в зале, в которым он обычно и принимает послов,
министров и президентов. - Ваше Святейшество, президент Путин
видит выход из демографического кризиса в эффективной миграционной
политике, снижении смертности и повышении рождаемости. Какие пути
решения проблемы видит Церковь? - Разрешение проблем
демографии в последнее время объявлено задачей государственной
важности, и с этим трудно не согласиться. Издревле дети считались
благословением Божиим, а бездетность - проклятием. В 2004 году
Архиерейский собор Русской православной церкви принял особое обращение
по вопросам демографии. В нем говорится, что сегодняшняя
демографическая ситуация обусловлена не только экономическими, но
прежде всего духовными причинами. Поэтому выход нужно искать в
сохранении и возрождении святости семейной жизни. Добрачные и
внебрачные половые связи, аборты, усиленная пропаганда контрацепции в
целях "защиты" от болезней, и "планирование семьи", которое заключается
в отказе от рождения детей, - все это ведет не только к уменьшению
численности населения страны, но и к его нравственной деградации,
стимулирует демографический кризис, подрывает семейное счастье многих
поколений. Количество совершенных в последнее десятилетие абортов
ужасает. Столь легкое отношение к жизни, которое еще и культивируется
некоторыми организациями, ставит под угрозу будущее нашего Отечества.
Мы дожили до страшного времени, когда началось вымирание нашего народа. Государство
и общество должны поддерживать семью не экономически, что тоже очень
важно, но и морально. Иметь много детей должно быть престижно. Отец и
мать, достойно воспитавшие множество чад, должны пользоваться особым
уважением и участливым вниманием. - Общество, пусть не так
яростно, как раньше, но осуждает женщин, родивших детей вне брака. Как
относится Церковь к подобному положению вещей? - Нужно
приветствовать женщину, которая решилась одна родить и воспитать
ребенка, всячески ей помогать, оберегать от косых взглядов и осуждения
толпы. В наше время это героизм. Особенно если учесть, что многие
весьма благополучные женщины и вовсе отказываются рожать детей, считая
их ненужным бременем. Что до мужчин, которые подстрекают женщин к
аборту или бросают их с детьми, то Церковь их осуждает, как и общество.
За поступки, которые мы совершаем, мы рано или поздно обязательно
ответим. Господь долго терпит, но больно бьет. - Возможно ли "отмолить" аборт, снять с души этот грех? -
Искусственный аборт рассматривается всеми религиями мира как убийство.
Святитель Василий Великий говорил: "Умышленно погубившая зачатый во
утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства". Церковь никогда, ни
при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. В
равной степени в убийстве нерожденного ребенка виновны врачи,
совершающие эту операцию и назначающие абортивные средства, доброхоты,
подталкивающие к избавлению от ребенка, и те, кто выступает за свободу
абортов, производит и продает абортивные средства. Также
ответственность за убийство нерожденных младенцев лежит на муже
(мужчине), который не препятствует совершению аборта женой. Тяжесть
этого греха не различается в зависимости от срока беременности и
является тяжким преступлением против Бога и человеческой жизни. Но
Господь милостив и дает нам возможность очиститься. Каждый грех, в том
числе и этот, можно отмолить своей жизнью, искренним раскаянием и
покаянием. Но нельзя, чтобы после этого женщина шла и, как говорится, с
чистой душой совершала подобное снова и снова. - Часто жизнь
бывает несправедлива: те, кто страстно желает иметь детей, физически
этого не могут. Отчаявшись, многие родители решаются на "суррогатное"
материнство, обращаются в Центры репродукции человека. Может ли Церковь
благословить бездетную пару на искусственное оплодотворение? -
Конечно, Церковь не приветствует подобные вещи, но сегодня она
относится к этому терпимо. Сейчас очень много больной молодежи, это я
вижу в монастырях, куда приходят и где остаются молодые люди. Молодежь
нездорова в силу разных причин, и мы не можем не поддержать их желания
создать полноценную семью. Если плод вынашивается матерью
естественным путем и весь процесс не противоречит законам природы - с
этим нужно мириться. Хотя такие операции не только весьма дороги, но и
далеко не безопасны как для здоровья матери, так и для здоровья
будущего малыша. Но есть и другой путь, менее радикальный, но более
надежный и правильный. Можно усыновить ребенка, и он принесет не только
счастье в дом, но и уверенность в завтрашнем дне, заполнит существующую
пустоту и даст осознание, что вы не одни, а главное, не останетесь одни
в будущем. Сейчас в России нарушен институт семьи. Детские дома
переполнены сиротами и беспризорниками, причем у многих живы родители.
Когда я посещаю приюты, с содроганием слушаю рассказы детей, как они
бежали из дома, скитались, голодали, через что многим пришлось пройти:
Это совершенно здоровые, красивые ребята, которые мечтают только об
одном - иметь родителей. - Какой же должна быть настоящая семья? -
"Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и
прелюбодеев судит Бог", - говорит апостол Павел, и православная
духовная традиция дает развернутое толкование этих слов. Семья в
православном понимании - это не "взаимовыгодное партнерство", а прежде
всего единство во Христе, союз, благословенный Господом для жизни в
любви и совместного преодоления испытаний. Высокое значение брака
подчеркивается присутствием Господа Иисуса Христа на свадьбе в Кане
Галилейской. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек
жертвует своим "я" для блага супруга и чад. Только в браке
по-настоящему возможно воспитание детей. - Молодежь сегодня
довольно рано начинает совместную жизнь, не регистрируя своих
отношений. Как на подобные союзы смотрит Церковь? -
Христианский брак исключает добрачные и внебрачные половые связи - его
основанием, среди прочего, является безусловная верность друг другу. - А как Церковь относится к бракам, заключенным в ЗАГСах? Действительно ли они считаются греховными? -
Православная Церковь признает гражданские браки. Но с точки зрения
Церкви, их не коснулось благословение Божие, что происходит во время
таинства венчания. Там есть проникновенная молитва о деторождении,
трогательная молитва о наших родителях, благословение которых считается
залогом прочного и счастливого брака: "Помяни Боже и воспитавшие их
родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов". -
Бытует мнение, что в православной традиции роли мужа и жены четко
распределены. Мужчина - глава семьи, добытчик и, как говорится, "имеет
право", а участь женщины быть кроткой, послушной домохозяйкой, и у нее
есть только обязанности. Так ли это? - Конечно это не так.
Как мужчине, так и женщине принадлежит особая роль в браке. Это не
значит, что один из супругов может неуважительно относиться к другому,
принуждать его к чему-либо. Должно быть согласие, которое скрепляет
брачный союз. Если супруги, как призывал людей апостол Павел,
"добровольно носят бремена друг друга", - это создает почву для
искреннего мира в семье. Наверное, не стоит вмешиваться в
семейную жизнь, утверждая список обязанностей мужа и жены, ведь если
люди живут "в любви в союзе мира", освященном церковным таинством, то
Бог даст им силы преодолеть трудности семейной жизни. Под сенью же
храма всегда можно найти поддержку в этом нелегком подвиге. -
Среди молодежи сейчас стало модно венчаться, при этом они не
задумываются об истинном смысле таинства. Многие после обряда довольно
быстро расходятся. Как на это смотрит Церковь? - Я понимаю
молодых людей, которые стремятся пройти обряд, ведь помимо духовного
смысла это еще очень красивая церемония. Молодожены хотят, чтобы
осталась память. Но когда пара приходит в храм, им рассказывают о том,
что брак должен быть единственный и на всю жизнь. Они должны
подготовить себя, поститься, исповедоваться, причаститься и пройти
таинство, все хорошо обдумав. - Если пара все же распалась, как можно "развенчаться"? -
В патриархию пишется письмо с просьбой о снятии венца. Если это по
обоюдному желанию, то пара получает благословение на расторжение
церковного брака. Также венец снимается с вдов или вдовцов. В ситуациях
если один супруг был неверен другому и кто-то из них просит развода, на
совершение повторного обряда венчания нужно отдельное благословение:
его, если посчитает возможным, может дать священник церкви, в которой
пара решила обвенчаться. - Сейчас много говорится о
необходимости духовно-нравственного возрождения общества. Что
предлагает Церковь для сохранения национальных традиций? -
Основой возрождения является заложенное Богом в душу человека
нравственное чувство, которое предполагает прежде всего любовь к Богу и
ближнему. Важным свидетельством духовного обновления общества является
готовность некоторых его членов на подвиг ради веры, и таких примеров
известно нашей Церкви множество. Зримым проявлением духовного
возрождения является восстановление и строительство храмов и
монастырей, развитие церковно-приходской жизни. В храмах все больше
молодежи и людей среднего возраста: пожилые женщины, на которых
выстояла наша Церковь в советские годы, сейчас становятся меньшинством
на церковных праздниках и богослужениях. Все больше молодых семей с
детьми. Небывалого расцвета достигла издательская и информационная
деятельность Церкви. Сегодня издается столько книг и периодических
изданий, сколько не издавалось до революции, не говоря о радио,
телевидении и интернете. Впрочем, возрождение народа не сможет
продолжаться, если молодое поколение будет лишено знаний о своих
духовных корнях, которые находятся в православии. Поэтому мы выступаем
за введение на добровольной основе, но в сетке часов
культурологического курса ("Основ православной культуры") в школе. - Противники этого предмета упирают на то, что навязывать религию через государственную школу недопустимо. -
Надуманность аргументов "против" становится все более очевидной.
Духовные традиции, бережно хранимые Церковью,- это существенная часть
наших традиций вообще. Общество, отказавшееся от духовных традиций или
лишенное их насильственно, лишено будущего. К сожалению, далеко не все
считают духовный мир чем-то необходимым, находясь в плену у своих
страстей и придерживаясь культа вседозволенности. Таковых постигнет
сильное разочарование и в этой жизни, и в будущей. Но наша Церковь
готова протянуть им спасающую руку. На самом деле "Основы
православной культуры" и другие подобные предметы уже преподаются во
многих регионах страны. Это делается по желанию педагогов, родителей,
самих учащихся. Нигде это не привело к межрелигиозным и межнациональным
конфликтам, которыми нас пугают противники преподавания в школе
положительных знаний об одной из религий. Никаких негативных
последствий не породило и преподавание в ряде регионов ислама, а в
национальных школах - того же ислама и иудаизма. Мое глубокое
убеждение - каждый человек должен знать историю культуры своей страны,
а вся наша история основана на православии. Надеюсь, государство даст
этой практике гарантированное право на жизнь во всех регионах России.
Конечно, современнику следует знать что-то обо всех религиях,
традиционно представленных в стране. Такие знания могут преподаваться и
в виде отдельного предмета, но прежде всего - в рамках курсов истории,
литературы, обществознания. В любом случае подобное обучение не должно
исключать углубленного постижения культуры именно своей религии. Ведь
родители имеют право на то, чтобы их дети получали образование в
согласии с теми убеждениями, которых придерживаются в семье. Главное
же - школа не должна уклоняться от нравственного воспитания, в том
числе основанного на религиозной этике. Мало знать сухие исторические
факты или иметь представление о памятниках культуры. Детям нужно
напомнить, как традиционные религии относятся к разводам и супружеской
неверности, к национальной вражде и терроризму, к пьянству и наркотикам. - Ваше Святейшество, как бы вы могли напутствовать читателей "МН"? -
Один из праведников, Серафим Саровский, сказал: "Стяжи дух мирен, и
тысячи спасутся вокруг тебя". Я думаю, каждый на своем опыте знает,
если у нас спокойно на душе, это распространяется на окружающих, и
наоборот. Начиная создавать мир в своей душе и делиться этим, мы
сохраняем сохраняющее нас. Да пребудет с вами Господь! СПРАВКА Ужасающую
статистику привел руководитель Научного центра акушерства, гинекологии
и перинатологии РАМН, главный акушер-гинеколог России Владимир Кулаков.
В России ежегодно делается 1,7 миллиона абортов - это официальная
цифра. По неофициальным данным - до 6 миллионов. По количеству абортов
в мире Россия лидер - 70 процентов! Позади остались перенаселенные
Индия и Китай. В 2004 году число абортов превысило число родов: было
зарегистрировано 1,6 миллиона абортов и 1,5 миллиона рождений. От 10 до
15% абортов дают различные осложнения. После прерывания беременности
7-8% женщин становятся бесплодными. Сейчас в России 78 миллионов
женского населения. Репродуктивного возраста (от 15 до 49 лет) - 39,1
миллиона. Из них 30% страдают гормональными нарушениями и
гинекологическими проблемами - различные осложнения после венерических
заболеваний. До 200 тысяч беременных не могут выносить ребенка до
срока. На данный момент 10 миллионов граждан России бесплодны. Из них 4
миллиона мужчин репродуктивного возраста. Печальный итог - 15% семейных
пар не могут иметь детей. Число бесплодных россиянок ежегодно
увеличивается на 200-250 тысяч человек. Екатерина Рожаева, "МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ" 29 сентября 2006 г.
|