Статья 2 Конституции РФ. Человек, его права и свободы
являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина - обязанность государства. Я намерен
развести понятие, собственно, "человек" и его права и свободы. Таким
образом, прежде давайте оценим такой тезис: Человек – высшая ценность.
До сего времени мировоззрение нашего народа формирует известная
псевдонаучная теория Дарвина "Об эволюции". Согласно теории Дарвина все
существа развивались в процессе естественного отбора, т.е. условия
внешнего мира создавали соответствующие жесткие рамки, выжившие в
которых существа переходили на новую ступень развития. Конечной фазой
развития на данном этапе является человек разумный (homo sapiens).
Интересно, почему человек "конечная фаза развития"? Человек –
общественное существо, представляющее собой высшую ступень развития
живых организмов на Земле" (Дарвин). И опять вопрос – почему высшая
ступень? Ведь есть же куда развиваться, например, летать, или
плавать под водой, да мало ли ещё чего не помешало бы человеку в
эволюции подкорректировать. Человек способен производить орудия труда,
и использовать их при взаимодействии с окружающим миром. Человек –
обладает сложноорганизованным мозгом, сознанием и членораздельной
речью. Из такой теории вывести обоснованное утверждение о том, что
человек является высшей ценностью достаточно проблематично. Тут скорее
подходит утверждение нашего известного поэта, что жизнь (читай -
человек), "пустая и глупая шутка". В правоте поэта меня убеждают
и свежие ещё события, не остывшие и не забытые. Двадцатый век в войнах
и революциях уничтожил всеми возможными и невозможными способами не
одну сотню миллионов людей. Только Израиль не устаёт плакать о жертвах
холокоста, ценя потерянные жизни, а остальной мир кажется, готов
заставить замолчать и этот последний плачь о безвинно убиенных и
сожжённых в печах концлагерей. Но … по мнению многих, это всего лишь
процесс эволюции! Эксперимент по выведению породы человека, пьянеющего
от всего, что можно проглотить продолжается, унося свои жертвы, как
маленькие огрехи, как неизбежные потери. Жертвы абортов, жертвы
автокатастроф, производственных и армейских экспериментов. И, наконец,
просто добровольный уход из жизни. Какие аргументы
действительности убеждают меня или хотя бы просто обращают моё внимание
на ценность человека, на ценность жизни!? Классика: Пить – мерзко,
гадко, стыдно. Но пить - умирать, и не пить – умирать. Так вот зачем ты
в свет родился, и столько выдержал скорбей, к тому ль твой жадный ум
стремился, чтоб быть добычею червей? Вспоминаю детские стишки: Эй
бескрылый человек, у тебя две ножки, хоть и очень ты велик, едят тебя
мошки, а я маленький совсем, зато сам я мошек ем!!!! Кто в таком случае
более ценен? О правах и свободах такого произведения эволюции в
своё время Пушкин так сказал: Паситесь мирные народы Вас не разбудит
чести клич К чему стадам дары свободы. Их нужно резать или стричь
Наследье их из рода в роды Ярмо с гремушками и бич. Совсем иначе
представляется ценность человека с позиции Библейской. Бог Библии –
Творец, всемогущий, вечный, мудрый, сильный, вся вселенная дело Его
рук. Человек – венец творения. Человек подобен Богу. В нём от Бога
мудрость, сила, творчество. В человеке Дух от Бога, он не только
физическое тело, но он Духовен, он образ и подобие Божий. что есть
человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?
Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его;
поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его. Такое
научное утверждение даёт мне совсем иную картину жизни. Теперь я имею
точку отсчёта, чтобы увидеть ценность жизни, и оценить жизнь свою,
жизнь человека, как действительно высшую ценность. Человек не
случайный набор атомов, не глупая шутка эволюции, но Божий посол на
земле. Управляющий Вселенского Царя, имеющий власть от Него, и имеющий
ответственность перед Ним. Как говорит Державин: Поставлен
мниться мне в почтенной средине естества я той, где кончил тварей Ты
телесных, где начал духов Ты небесных, и цепь существ связал всех мной!
В такой картине мироздания совершенно естественно возникают права и
свободы человека. Они суть данность изначальная. Такова воля Творца. И
благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и
наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими
[и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над
всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И потому,
Всемирная декларация прав человека утверждает в первой статье: Всемирная декларация прав человека. Статья 1. Все
люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они
наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в
духе братства. Вопрос прав и свобод на самом деле чрезвычайно
сложен. Здесь больше тупиков, чем проторённых дорог. Несмотря на то,
что в греческой и римской философии идея естественного права находит
своё отражение, несмотря на распространение христианства, с его явной
идеей прав и свобод, ярко выраженной в проповеди Иисуса, только с
реформацией Лютера эта тема стала приобретать практическое выражение.
Спасение по благодати, праведный верою жив будет, внесло в общественную
мысль идею о ценности личности, именно благодаря тому, что всякий
человек имеет возможность, право лично обращаться к Богу. "Бог не может
и не хочет позволять господствовать над душой человека никому, разве
лишь самому себе". "Поэтому никто не может меня спросить, должен ли кто
делать то или другое, но он сам может видеть и спросить свою совесть,
во что ему верить и что делать". В семнадцатом веке английский
Философ Джон Локк, основатель либерализма, один из первых излагает
теорию естественных прав. Он утверждает, что имеется три естественных
права. Право на жизнь. Право на свободу. Право на собственность. Именно
с позиций теории естественного права и общественного договора Локк
рисует неизбежность института государственной власти. В отличие
от абсолютистской теории государства Т. Гоббса, по Локку, правительству
передаётся только некоторая часть "естественных прав" (отправление
правосудия, внешних сношений и т. п.) ради эффективной защиты всех
остальных - свободы слова, веры и прежде всего собственности. Чтобы
предотвратить злоупотребления, законодательная власть в государстве
должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и
"федеративной" (внешних сношений), причём само правительство должно
подчиняться закону. Народ остаётся безусловным сувереном и имеет право
не поддерживать и даже ниспровергнуть безответственное правительство.
Это семнадцатый век. Но это в Англии. А как у нас, в родном доме?
В семнадцатом веке в России не было ещё слова, которое хотя бы
отдалённо соответствовало понятиям о личности, индивидуальности, особи.
Такое слово появляется только в первой половине девятнадцатого века. Не
было до двадцать первого века гражданского общества. А в двадцать
первом веке в нашей стране ветви власти так распределяют свои
полномочия. Исполнительная ветвь обладает 90% власти. Законодательная
ветвь – 8% власти. Судебная ветвь – 2% власти. Эту ветвь ещё называют
"басманной". Как же наши права и свободы обеспечивают наш
конституционный тезис: Человек – Высшая ценность?! Давайте вернёмся к
трём естественным свободам. Право на жизнь. Недавний скандал с фондом
медицинского обеспечения малозащищённых слоёв населения в комментариях
не нуждается. Цинизм такого бизнеса поражает. Но вот ещё одна ситуация:
прожиточный минимум в стране 4 с половиной тысячи рублей. Минимальная
зарплата – 1000 рублей. Цинизм. А где же обещанная в Конституции и
исполненная обязанность государства, по обеспечению права на жизнь?
Можно добавить о средней продолжительности жизни мужчин в 59 лет. О
высочайшей детской смертности. О безумном количестве отравлений
различными суррогатами. О миллионах абортах и детской беспризорности.
Есть над, чем работать государству. Право на свободу. На надгробном
камне, на могиле Мартина Лютера Кинга слова: Свободен, наконец,
свободен! Пожалуй, верно. Но хочется свободы и при жизни. Несравненно
сейчас дышится свободнее. Но 90% власти принадлежащей исполнительной
ветви её, говорит само за себя. По сути, это жесточайший произвол.
Произвол чиновника. Свобода слова, свобода собраний, свобода
вероисповедания, свобода информаций – все эти свободы суть выражение
ценности человека, и основание прогресса. Известный писатель
Мильтон так выражал ценность свободы: Хотя всем мнениям и истине в том
числе, есть место под солнцем, мы напрасно запрещаем или разрешаем
сомневаться в её силе. Дайте ей схватиться с ложью. Вестимо ли, чтобы
истина не победила в свободном и открытом поединке. Но опять же, это
Мильтон, и это Англия. Хочу заметить, что данную индивидуальную
свободу, не освоили пока ни государственная власть, ни церковь, ни
общество. Толерантность остаётся словом чуждым, понятием не усвоенным.
Уважение к инаковости отсутствует, и что гораздо хуже, насаждается
презрение к инаковости. Нам ещё надо познавать это сладкое слово
свобода. Нам ещё надо захотеть быть свободными. Право на
собственность. Пожалуй, самое не освоенное право. Основа основ –
собственность. Для гражданского общества, для зрелого сознания ценности
человека, собственность играет ключевую роль. Наша история – это
история бесправия. Недавнее по историческим меркам крепостное право,
сменилось бунтом и ГУЛАГом, и истощённая империя рухнула, оставив
Социалистический лагерь без присмотра. Всё начинается с начала. Закрепив
в Конституции ценность человека, его права и свободы, мы передали
государству ответственность, признавать и защищать сии права. Процесс
сей, безусловно, не простой, но уверен в том, что государство не будет
защищать наши права, если мы сами их не признаём, не утверждаем и не
защищаем. Сама власть, без которой разговоры о правах и свободах будут
пустым звуком, требует серьёзного осмысления. III. Статья 3 Конституции РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Прекрасный
постулат. Я вижу его, как мечту, как желанный город, куда стремимся,
где хорошо. Не зря видимо Джефферсон заменил тезис Локка "право на
собственность", тезисом "право на счастье". Но дорога к нему трудна и
длинна. Весь мир пережил, некоторая его часть переживает и сегодня,
убеждённость в том, что человек выше государства. Это стало признаком
повзрослевшего человека. Повзрослевшего человечества. Вспоминается
история с Лотом. После потопа Бог говорит: "Помышление сердца
человеческого – зло от юности его". Незрелый человек. Тогда было нужно
сильное государство. Теперь взрослый человек, повзрослевший именно
через влияние Евангелия Иисуса Христа: Когда пришла полнота времени,
Бог послал Сына своего единородного, чтобы искупить подзаконных, чтобы
мы стали полноправными гражданами земли! Наступает момент
взросления. Человек сам готов принимать решения. Он сам знает что
хорошо и что плохо. Он сам готов отвечать за себя. Это взрослый
человек. Это современный человек. Изложенное Русским собором понимание
вторичности прав человека, о чём очень внятно выразил недавно один
парень из Думы, имеет право на существование. Депутат С.Попов: "Права
человека – вторичны, это производное от православия" В России так было
всегда. В России и сегодня пока ещё так. Но это не то, до чего доросло
человечество. Это то, где человечество пребывало до 17 века.
Либерализм, не затея запада. Либерализм – не угроза России. Либерализм
– это термометр, показывающий, что общество выросло. Юрий Сипко, "ДРУГИЕ НОВОСТИ" 27 января 2007 г. www.portal-credo.ru
|