Большинство росиян считают, что религия связывает их с предками, а
также говорят о национальной традции. Поляки, напротив, под
религиозностью понимают "воцерковленность". Всероссийский центр
изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том,
последователями каких религий себя считают россияне, и что они, в
основном, понимают под религией. К православным себя относят две
трети опрошенных россиян (63%); к мусульманам – 6%. Буддистами,
католиками, протестантами или иудеями себя считают не более чем по 1%
респондентов. Еще 12% верят в Бога, но никакую религию не исповедуют.
16% составляют неверующие. За год это соотношение практически не
изменилось. Религия для респондентов – это, прежде всего, вера
предков, национальная традиция (отмечают 36% опрошенных) и следование
моральным и нравственным нормам (28%). Для 16% респондентов религия –
часть мировой культуры и истории. Столько же опрошенных отмечают, что
это личное спасение, общение с Богом. Для 9% главное – соблюдение всех
религиозных обрядов, участие в церковной жизни. И 14% отмечают, что для
них религия ничего не значит. По сравнению с ноябрем прошлого
года, менее значимым стало отношение к религии как национальной
традиции (42% и 36%) и возросло значение моральной составляющей (24% и
28%). Для верующих религия – это прежде всего вера предков (42%),
а также следование моральным нормам (32%); для неверующих это в равной
мере национальная традиция, часть мировой культуры и истории, нормы
морали (по 9-11%). При этом две трети неверующих указывают, что им
религия неинтересна. Как правило, чем выше уровень образования
опрошенных, тем важнее для них морально-этический и культурный аспекты
религии и менее значимы обряды и аспект личного спасения. Регулярное
соблюдение религиозных обрядов (не реже раза в месяц) характерно для
11% респондентов. Четверть опрошенных (26%) отмечают только основные
религиозные праздники; и еще примерно столько же (24%) соблюдают обряды
как придется, от случая к случаю. 37% никаких обрядов не исполняют;
выше всего доля таких ответов среди молодежи 18 – 24 лет (45%), ниже –
в самой старшей группе "60+" (31%). Последователи православия его
врагами считают прежде всего сектантов (на это указывают 26%
опрошенных), в меньшей мере – оккультистов, последователей магии,
астрологов (9%); представителей нехристианских религий (5%); других
ветвей христианства (2%) или атеистов (4%). Четверть опрошенных (24%)
никого не называют в качестве врагов православия. В Москве и
Санкт-Петербурге проблема сектантов представляется не столь острой
(здесь на нее указывают 18% опрошенных), как в других населенных
пунктах (24 – 30%). Большинство опрошенных (74%) не готовы
защищать свою веру с оружием в руках, даже если к этому призовут их
духовные лидеры. Личное участие в религиозной войне возможно для 14%
респондентов, причем скорее для опрошенных до 45 лет (16 – 18%), чем
людей старше этого возраста (11%). Оскорбление религиозных
святынь также не повод для применения оружия, полагают две трети
опрошенных (69%). Указывают, что готовы с оружием в руках защищать свою
веру от богохульства, 16% опрошенных; прежде всего это респонденты до
45 лет (17 – 22%), а не те, кто старше (12 – 13%). Всероссийский
опрос ВЦИОМ проведен в ноябре 2006 г. Опрошено 1587 человек в 153
населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.
Статистическая погрешность не превышает 3,4%. Любопытно сравнить
эти данные с цифрами по одной из самых католических стран Европы –
Польше. Там в 2003 году 96% населения считали себя верующими, при этом
подавляющее большинство называло себя католиками. Результаты последних
соцопросов: верующими называют себя 95% опрошенных, а католиками – 96%
(это было бы удивительно, если бы и в России "православный" не было бы
в первую очередь национально-культурной самоидентификацией). 63%
заявляют, что следуют учению Церкви в повседневной жизни. Религиозность
в понимании поляков в значительной степени отождествляется с
"воцерковленностью", то есть с участием в религиозных обрядах. В мае
2006 года религиозными людьми назвали себя 69% респондентов, 17%
заявили о равнодушном отношении к религии, 11% обозначили себя как
"скорее нерелигиозных людей", 3% декларировали абсолютную
нерелигиозность. О "религиозном равнодушии", в частности, заявляют
люди, чье участие в обрядах можно назвать спонтанным и нерегулярным.
Примечательно, что среди "равнодушных" есть и те, кто признает "особую
значимость" обрядов крещения и похорон (87% и 89% опрошенных
соответственно, что превышает число назвавших себя "религиозными"
людьми). В среднем воскресные богослужения посещают 45% поляков, а
причащаются по воскресеньям – 16,5%. 21% респондентов, считающих
себя "практикующими католиками", в то же время заявляют о "личном"
характере своей веры и слабом влиянии на нее Церкви. Среди всех
поляков, называющих себя верующими, таких 43%. Качественные
характеристики, которые дают поляки окружающему миру, зачастую содержат
предикат "испорченности" или "греховности" (53-55% опрошенных). 53%
поляков утверждают, что "ощущают близость Бога", однако подавляющее
большинство (83%) не может сказать того же об Иисусе Христе или Деве
Марии. Каждый пятый поляк не верит в воскресение Иисуса, зато 32% верят
в телепатию, 19,5% – в реинкарнацию. Уверенность поляков в том, что они
влияют на ход жизненных событий, социологи оценивают как 6,1 по
десятибалльной шкале; при среднеевропейском уровне 6,7 балла это один
из самых низких показателей в Европе. Для Польши характерен
довольно высокий уровень антиклерикальных настроений. В середине 1990-х
85% поляков высказывались против того, чтобы Церковь "подсказывала"
избирателям, за кого голосовать на выборах, а 81% считал недопустимым
вмешательство Церкви в государственные дела. Выше были только
показатели во Франции – 86% и 82% соответственно. В 2004 году 48%
поляков считали вмешательство Церкви в политику "чрезмерным" (в 1996
году такие суждения высказывали 59%), при этом 37% находили невозможным
для государства руководствоваться в своей деятельности учением
Католической церкви. "Иерархи Церкви должны воздерживаться от
политических комментариев" – считают 77% поляков. 32% поляков в
1990-е годы полагали, что Церковь прежде всего заинтересована в
стяжании "мирской власти", 21% опрошенных считал Церковь естественным
союзником богатых и властей предержащих, 25% рассматривали ее как
"организацию, управляемую епископами и священниками" (а не как Тело
Христово или общину верующих), 58% утверждали, что Церковь богата.
Уровень доверия к приходскому духовенству не превышает 64% (для
сравнения: самый высокий уровень доверия к епископу – 79,5%, к
Конференции католических епископов Польши (ККЕП) – 75,7%, примаса –
84%). Стабильно высоким доверием (не менее 90%) пользовался в последние
годы Папа Римский Иоанн Павел II. Для 64,9% поляков после кончины
Иоанна Павла II в Католической церкви в Польше не осталось авторитетов.
Более того, согласно опросу, самым авторитетным из иерархов (15,5%)
считается архиепископ Кракова кардинал Станислав Дзивиш, чью
популярность можно объяснить только одним: на протяжении многих лет он
являлся личным секретарем Иоанна Павла II. Если до 2005 года негативные
стороны Церкви в сознании поляка могли быть нивелированы образом
"великого и мудрого польского Папы", то теперь такого амортизатора
недовольства у Церкви нет, и уже в ближайшие годы это может сказаться
на доверии к ней как к институту. Степень идентификации с
церковным приходом у поляков зависит от возраста (о связи с приходом
заявляют свыше 68% людей в возрасте от 65 лет и всего 38% молодежи от
18 до 24 лет), места проживания (61% на селе, 48% в городах с
населением до 20 тысяч человек, 32% в городах с полумиллионным
населением и выше), образования (всего 35% опрошенных с высшим
образованием декларируют ощущение связи с приходом), социальной группы
(76% крестьян, 47% рабочих, всего 35% работников интеллектуальной сферы
и 34% представителей интеллигенции). Лишь 4% мирян в Польше принимают
регулярное участие в организуемой приходами общественной деятельности,
16% делают это "время от времени", еще 14% – "очень редко", а 65% не
занимались этим никогда. В основном эта деятельность не выходит за
пределы церкви: 79% активистов занимаются уборкой церковных помещений,
28% собирают средства на нужды церкви, 16% участвуют в подготовке
религиозных церемоний и празднеств. Менее популярны собственно
социальные инициативы прихода: 10% активистов организуют финансовую
помощь нуждающимся, 8% участвуют в организации паломничеств, 5% – в
организации культурных мероприятий, 3% – в организации занятий для
детей и т.д. В культурных мероприятиях и экскурсиях для детей,
организуемых церковными приходами, принимает участие незначительная
часть опрошенных – 9 и 7% соответственно. Паломничества, организуемые
приходами, привлекают 27% поляков. 68% поляков утверждают, что
никак не влияют на жизнь прихода и (sic!) не хотят на нее влиять, 17% –
что хотели бы влиять на жизнь прихода, но в настоящий момент этого не
происходит, и лишь 15% считают, что имеют влияние на приходскую жизнь.
Более того, лишь 57% приходских активистов полагают, что оказывают
воздействие на жизнь прихода, тогда как 33% отрицают факт такого
воздействия и не стремятся к оному. "В сфере морали
обнаруживаются самые значительные расхождения между учением Церкви и
убеждениями поляков. Это находит свое выражение в поддержке таких
поведенческих практик и ситуаций, как сожительство без заключения брака
(32% поляков высказываются "за"), сексуальные отношения до брака (41%),
использование контрацепции (48%), развод (22%), эвтаназия (11%). 56%
поляков не стали бы ограничивать гомосексуалистов в праве провести
"парад гордости", 62% – против запрета на торговлю по воскресеньям. На
вопрос, согласен ли опрашиваемый с тем, что женщина в первые месяцы
беременности может решать, будет она рожать или нет, 23% ответили
"однозначно нет". Однако стоило социологам конкретизировать условия,
при которых женщине может быть разрешен аборт (угроза жизни и здоровью
матери, беременность как результат насилия или инцеста, тяжелое
финансовое положение матери и так далее), как число ригористов
уменьшилось до 12%. Лишь 31% респондентов на вопрос об отношении
к нравственной доктрине Католической церкви ответил, что "нравственные
основы католицизма – это лучшая нравственная система, не требующая
изменений или дополнений". 26% поляков полагают, что по мере усложнения
жизни в католическую нравственную доктрину необходимо вносить
дополнения, а 36% считают, что большинство католических нравственных
норм "правильно", но "недостаточно" для современного человека. По
сравнению с 2000 годом число однозначных сторонников католических
моральных ценностей увеличилось на 9%. 79% поляков поддерживают
введение в школьную программу сексуального воспитания, 76% выступают за
внеутробное оплодотворение, причем 36% считают, что для супружеских пар
это должно быть бесплатной услугой. На протяжении последних 10 лет
медленно, но увеличивался процент поляков, не желающих иметь детей (1%
в 1996 году, 4% – в 2006-м), лишь 33% по состоянию на 2006 год
выступали за многодетную (больше двух детей) семью, а традиционную
модель семьи (работающий отец, воспитывающая детей мать) даже в
сельской местности поддерживают лишь 44% мужчин и 37% женщин. "RELIGARE.RU", 6 июня 2007 г. www.portal-credo.ru
|