Вчера в храме Христа Спасителя в Москве был
совершен праздничный молебен. Только приурочен он был не к одному из
многочисленных православных праздников, а к самому что ни на есть
светскому – 60-летию со дня основания 12-го Главного управления
Министерства обороны Российской Федерации, военного ведомства ядерного
оружейного комплекса России. В храме собрались военачальники, ветераны
и служащие 12-го управления. Кульминацией мероприятия стало вручение
лучшим соединениям ядерного обеспечения России вымпела-хоругви с
изображением святого преподобного Серафима Саровского. По поводу практики освящения Церковью боеголовок и подводных лодок не возмущался только ленивый.
Когда за тем или иным родом войск закрепляют "святого патрона", это
вызывает лишь недоумение. Так, ветхозаветный Илия-пророк объявлен РПЦ
покровителем Воздушно-десантных войск, хотя десантником он не был и
голубой берет не носил. Старца Серафима Саровского с ядерным оружием
связывает разве что сам город Саров, место рождения советского атома. Однако Церковь и Минобороны при выборе святых их мнение не спрашивают... Разве не парадоксально то, что Церковь
борется за жизнь человеческих эмбрионов, осуждает аборты и эвтаназию,
но при этом благословляет оружие, способное унести не одну, не две, не
десять, а миллионы человеческих жизней? Разве не абсурдно
сопоставление оружия, которое духовенство освящало еще в XIX веке, с
ядерной боеголовкой? Разве молебен в честь юбилея ядерного оружейного
комплекса России – не нонсенс? Миротворческий запал РПЦ остался где-то
в 70–80-х годах прошлого века. За
последние сто лет РПЦ не раз демонстрировала феноменальную политическую
гибкость, способность адаптироваться к любым режимам, системам и
реалиям. В начале XX века она, естественно, поддерживала абсолютную
монархию. Весной 1917 года... занималась апологетикой, отстаивая
преимущества республиканского строя. В годы советской власти, пусть
вынужденно, но весьма умело и со знанием дела требовала от стран НАТО
сократить количество ракет с ядерными боеголовками средней дальности,
неустанно боролась за "сохранение священного дара жизни". Затем нашла
вполне приемлемой для себя западную модель демократии – ведь эта модель
давала ей искомую свободу от государства. А что сегодня? В сознании граждан государство отвоевывает утраченные в начале 1990-х позиции, и Церковь хочет быть к нему ближе. "Быть ближе" для нынешней Церкви означает встраиваться в идеологию, систему мифов и образов, порождаемых и эксплуатируемых государством. Ядерное
оружие – не только реальная смертельная опасность. Это еще и символ,
знак. Обзаведшись ядерным щитом, государство тем самым присваивает себе
право на самоопределение, полную независимость от внешних влияний,
возможность идти "своим путем". На то он и "щит". Миф об "особом
русском пути", идея "суверенной демократии", образ России, окруженной
со всех сторон недругами и подверженной идеологическим атакам с их
стороны – все это становится исключительно популярным, и власть
набирает на этом очки. И Церкви встроиться в эту систему совсем не сложно: ведь если путь "свой", "русский", то он, по необходимости, еще и православный! Ядерный щит – не только защита от военной угрозы, но и защита modus vivendi, образа жизни. Церкви в этом плане есть что защищать, есть от чего отгораживаться.
Замкнутое культурное пространство, ограничение сторонних влияний,
способных трансформировать общество, – благодатная почва для
консерваторов, а РПЦ – образец консервативной организации. Что
хочет сказать Церковь, совершая в главном храме страны молебны,
призывающие Божие благословение на ядерное оружие, понятно. Не ясно
лишь, поможет ли военным ядерщикам святой Серафим Саровский. Он,
конечно, приручил медведя и кормил его хлебом с руки. Но современная
армия, вооруженная ядерным оружием, – не медведь. И завет святого
Серафима "Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся" едва ли может
быть адресован какой-либо армии вообще. Более того, этот призыв
расходится и с духом нынешней Церкви, которая все меньше проповедует
"мир на земле" и приближается к средневековой модели "Церкви
воинствующей". Станислав Минин "НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА", 5 сентября 2007 г. http://www.portal-credo.ru
|